Актуальные статьи
Встречаем детей в Интернете.
Автор Власова Е.Ф., психолог, кандидат социологических наук
Встречаем детей в Интернете.
Недавно я была на учебе. Мы по алгоритмам разрабатывали социальные проекты. Пять групп участников – пять произвольных тем. Соседний стол меня «зацепил»: главная цель проекта – отвратить детей от Интернета. Способы реализации – организовывать веселые мероприятия с приглашением «звезд»; заказчики – родители детей.
Я – психолог, бизнес-тренер. Иногда в перерывах корпоративных тренингов ко мне подходят слушатели и спрашивают: «Можно с Вами проконсультироваться?» И я уже знаю заранее, о чем пойдет речь: «Как подростка (сына/дочь) отвратить от Интернета? Что делать? Дети не слушаются, сидят за ПК, хамят в ответ, обманывают, к друзьям уходят играть в компьютер и т.д.»
В чем причина? Обратимся к биологии человека, к структуре его головного мозга. Потребности человека находятся в подсознании (в белом веществе) и в зону сознания они выходят в виде интересов (меня всегда забавляет совет: выясните потребности покупателя).
Желание играть – это очень сильное эмоциональное переживание. Играть любит «Ребенок», который живет в каждом взрослом и тем более в самом ребенке. Желание – это и есть мотивация.
Почему подросток во время игры не слышит родителя? Потому что родитель не туда стучится. В своих увещеваниях он апеллирует к сознанию ребенка (к серому веществу). А эмоциональные переживания, вызванные играми в ПК, возникают в белом веществе (точнее, в лимбической системе — совокупности ряда структур головного мозга). Разум или эмоция, что же одержит верх над ребенком? Запрещая играть, мы ограничиваем доступ к удовольствиям, становимся врагами.
Хорошая новость. Первые шаги уже сделаны. Это программы родительского контроля в мобильных телефонах. Я наблюдаю за своей внучкой. Ей 6 лет и уже полтора года она пользуется андроидом. Мы присылаем ей в WhatsApp различные ролики о животных, фотографии, аудиозаписи. Наша задача – вести ребенка за собой, а не догонять.
Прогресс идет вперед, вселенная развивается. Бесполезно стенать, что дети книжек не читают, что у них клиповое сознание и т.п. Наши дети активно адаптируются к новым знаниям и реалиям. Старыми методами их к себе не вернуть. А главное – не надо! Идеи, типа «встречи со звездами», взрослые могут оставить себе, это их представления об интересном. Наши дети давно космические, информацию они осваивают с огромной скоростью. Это качественный скачок в развитии.
Задача родителей – работать на опережение. Если наши дети прописались в Интернете, значит, мы уже должны быть там, вести/сопровождать в рамках своей системы ценностей, формировать человеческое в человеке. Вот где должен реализовываться родительский контроль.
Нужны новые типы программ, приложений. Это очередное непаханое поле для социальных проектов и инвесторов. Заказчики прежние – родители.
Нам нужны семейные программы для ПК и мобильных устройств. И это не просто игры с прохождением уровней. Это должны быть наборы игр с решением социальных (нравственных) задач: обучение, лечение, строительство, исследование, полеты, погружения, кулинария, творческие мастерские. Но!!! Это должны быть приложения для всей семьи. Девайсы персональные – программа одна на всех. Мы в полушаге от этой темы.